Концепция проекта Т-БАС

СОЗДАНИЕ АВТОНОМНЫХ СЕТЕЙ БЕСПИЛОТНОЙ АЭРОДОСТАВКИ ГРУЗОВ

Проект направлен на создание сервисно-логистической структуры (авиакомпании), которая займется беспилотными авиационными перевозками почтовых отправлений (проект – маяк «Беспилотная аэродоставка грузов» АО Почта России) и наземным обслуживанием беспилотных авиационных систем (БАС). Первый этап – Чукотка, проект поддержан Губернатором Чукотки и Фондом Развития Чукотки.

В рамках проекта предлагается создание и оперативное развертывание универсальных роботизированных платформ (УРП), обеспечивающих взлет/посадку БАС в автоматическом режиме, а также наземное обслуживание, заправку (смену топливных баков и/или источников питания) и погрузку/разгрузку почтовых отправлений.

Предполагается создание транспортной БАС с нормальной грузоподъемностью 32 кг (Т-БАС) с техническими характеристиками, пока не представ-ленными на рынке, что даст компании стартовый отрыв от потенциальных конкурентов. УРП будут приспособлены к обслуживанию БАС сторонних производителей.

Проект обеспечит снижение транспортных расходов в зависимости от за-грузки в 1,8-10 раз по сравнению с пилотируемыми вертолетами, высокая автономность, меньшая стоимость эксплуатации. Рост скорости доставки почты и грузов на экспериментальной маршрутной сети на 30%.

 

Проблема

Большая протяженность маршрутов

Проект–маяк «Беспилотная аэродоставка грузов (аэротакси) предусматривает развертывание беспилотных перевозок в экспериментальном режиме:

  • Обслуживание 52-60 населенных пунктов малой доступности.
  • Более половины маршрутов имеют протяженность более 200 км.


В настоящее время  не допускается полет за пределами радиовидимости. Отсутствуют на рынке решения, позволяющие рентабельно перевозить грузы 20-50 кг на такие расстояния.

Решение – создание станций «подскока», где можно будет произвести замену источников питания и/или топливных баков.

Неблагоприятные погодные и климатические условия

Для регионов, в которых в пилотном режиме будут осуществляться перевозки, характерны сильные ветры и условия обледенения, в течение 9-10 месяцев в году. Это затрудняет или делает невозможным регулярную эксплуатацию легких БАС вертолетного типа.

Решение – в рамках проекта будут созданы УРП и Т-БАС, специалльно разработанные для эксплуатации в жестких погодных условиях. УРП будут оснащены системами, обогрева и сушки, противообледенительной обработки БАС.

Сложности со снабжением горючим

В целом ряде регионов, в которых планируется выполнение проекта – маяка, в предполагаемых местах базирования существуют проблемы с доставкой горючего. В то же время, все потенциальные площадки электрифицированы.

Решение – в рамках проекта будет создана Т-БАС с универсальным силовым отсеком, в котором будет расположен ДВС, газотурбинный двигатель (ГТД) или аккумуляторы и электродвигатель. УРП будет иметь устройство замены батарей (испытано) или сменных топливных баков. Батареи и топливные баки будут доставляться к УРП самим Т-БАС.

 

Модель проекта

Заявитель – ООО «Клевер» – сетевая компания, имеющая базы обслуживания в Сибири и на Жальнев Востоке.


Ключевые участники проекта:

  • АО ЭСКО 3Э – компания разработчик УРП;
  • ТГУ имени Г.Р. Державина – разработчик отдельных систем, учебных центр пилотов/операторов Т-БАС;
  • ОКБ КУЛОН – разработчик Т-БАС;
  • Севастопольский государственный университет – испытания на кругло-годичном трехсредном испытательном полигоне в Крыму.
  • ООО «РВС» – индустриальный партнер.


Рынок проекта:

  • 2022 г – 23 маршрута, 2027 г — 78 маршрутов. Рост почтовых перево-зок с 2022 по 2030 г в 11 раз.
  • Рост объема перевозок при помощи БПЛА в регионе: 270% к 2024 го-ду, 700% к 2030 году.

 

Презентация — Создание автономной транспортной инфраструктуры беспилотных авиационных систем